Эксперты провели масштабное исследование «девяносто пятого» бензина.

12.10.2020

По данным официальной статистики, доля белорусских бензинов в Украине в общем импорте достигла 80 процентов. Как известно, нефтеперерабатывающие заводы нашего соседа основательно модернизированы, и выпускают топливо стандарта Евро 5. Выходит, проблем с качеством быть не должно? Это решили проверить эксперты Института потребительских экспертиз, проведя рейд по наиболее популярным сетям АЗС. И оказалось, что заправка «пятым» бензином всё еще может быть квестом с печальными последствиями.

Основное внимание эксперты уделили большим всеукраинским сетям, но также «под прицел» попали средние и региональныесети, позиционирующие себя на рынке как дискаунтеры. В недавнем исследованиидизельного топлива, проведенном Институтом, последние показали достойный результат, предлагая качественное топливо по цене ниже основных игроков.Как будут обстоять дела с бензином? В этом исследовании были отобраны образцы 13 сетей - БРСМ-нафта,WOG, МОТТО, КЛО, OKKO, Amic,Chipo, GLUSCO, ANP, Marshall, SunOil, Shell, иAvantage.

Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы и объемныечасти ароматических углеводородов и бензола. Результаты не порадовали – три образца оказались не кондиционными.

Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации — преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по исследовательскому методу. Согласно ему норматив установлен на уровне не ниже 95 единиц. Все образцы, кроме одного, уложились в норматив, более того, практически все имели «запас» в две и более единицы! «Девяносто седьмым» бензин оказался у сетиБРСМ-нафтаи КЛО(97,2 и 97единиц). А вот в бензине от сети Avantageи Marshall«октана» «не хватило» - 93и 88 (!) единицсоответственно, что не соответствует нормативу.

Далее эксперты проверили ещё один важнейший показатель – содержание серы. Если этого вредного вещества в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «смерти» катализатора. К тому же становится «грязнее» выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. ДСТУ для А-95-Евро5требует не более 10 мг/кг. И здесь также ситуация оказалась неплохой, но были и неприятные исключения. У сети Avantageбензин оказался с содержанием серы 393 мг/кг! Также превышение содержания серы было обнаружено в образце топлива Marshall. Это очень существенные превышения, способные нанести смертельный удар двигателю. Для сравнения, у лидеровколичество серы было минимальным- БРСМ-нафта, (5 мг/кг),КЛО, ОККО(5,2и 5,9 мг/кгсоответственно).

Ещё один немаловажный параметр – содержание бензола. Это вещество способно смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. ДСТУ нормирует объемную часть содержания бензола на уровне не более 1%. В этом параметре нарушители –Marshallи Avantageбензола было 15 раз(!) больше установленного норматива! Меньше всего вредного вещества оказалось у проб, отобранных на АЗС Shell(0,51%) и БРСМ-нафта– 0,40 процента.

Что касается содержания ароматических углеводородов, ДСТУ регламентирует содержание ароматических углеводородов в бензине 5-ого экологического класса не более 35% по объему. Превышение грозит увеличенным процессом образования нагара. В этом параметре все испытуемые уложились в норматив, нарушений не обнаружено.

Итоги исследования в целом очень схожи с результатами дизельного топлива – у сетей «второго» эшелона (по количеству станций) – например, БРСМ-нафта, КЛО илиGLUSCO, качество топлива стабильно и зачастую превышает показатели больших «премиальных» сетей, при меньшей стоимости литра. Более того, уже практически полностью нивелирован фактор сервиса или ассортиментов питания или магазинов – теперь у тех же БРСМ-нафта вообще изменилась концепция с «АЗК с магазином» на «магазин с возможностью заправиться». А КЛО строит новые и реконструирует комплексы с упором на премиум-обслуживание.Но вместе с тем, в некоторых сетях все ещё ставят прибыль выше репутации и продают некондиционное топливо, зачастую по очень низкой цене.

Вадим Кривенко. 


АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015) Октановое число (исслед. метод) (норматив – не менее 95 ед.) Содержание серы, (норматив не более 10 мг/кг) Объёмная часть ароматических углеводородов (в %, не более 35) Объемная часть бензола (в %, не более 1.0)
БРСМ-Нафта 97,2 5 22,5 0,40
KLO 97 5,2 26,5 0,52
WOG 96,5 6 18 0,54
Chipo 96,7 7 18,3 0,75
Glusco 95,5 7 26,9 0,70
ANP 96,0 6 29,3 0,77
ОККО 95,3 5,9 28,8 0,69
МОТТО 95,4 9 25,8 0,76
SunOil 95,9 8 23,6 0,59
SHELL 96,5 7 28,5 0,51
Amic 95,1 9 25,7 0,63
Avantage 93 393 24,6 15
Marshall 88 227 27,5 15,6
АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015) Объёмная часть кислородсодержащих соединений( в %, не более, метанол – этанол)
БРСМ-Нафта Отсут.
KLO Отсут.
WOG Отсут.
Chipo Отсут.
Glusco Отсут.
ANP Отсут.
ОККО Отсут.
МОТТО Отсут.
SunOil Отсут.
SHELL Отсут.
Amic Отсут.
Avantage 6,5 - Отсут.
Marshall Отсут.

a95

Views: 4350